Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Поздравляем с Днем учителя!

Домашняя профориентация

Дата: 20 октября 2017 в 10:30, Обновлено 12 апреля в 13:12
Дорогие мамы и папы, дедушки и бабушки!
Вот и наступает счастливый момент в жизни Вашего сына или дочери, внука или внучки  –  окончание  обучения  в  школе  и  начало  новой  взрослой,  профессиональной жизни!
Мы тревожимся, мы задаем себе и им  множество вопросов, мы не спим ночами, фантазируя, размышляя над выбором места учебы и дальнейшей работы. Мы обеспокоены количеством  социальных  обстоятельств,  которые  могут  помешать  выстроить  удачную, счастливую  карьеру  нашему  малышу,  да-да  он  еще  долгие  годы  будет  для  нас несмышленым малышом! 
И  сегодня  на  страницах  нашего  сайта  мы хотели бы поделиться некоторыми наработками и  идеями  той  помощи  и  поддержки,  которую  Вы,  безусловно,  самые  талантливые  и близкие  люди  для  молодого  человека,  можете  оказать  ему,    находясь  дома,  на  даче,  на кухне, за чашкой  душистого чая или кофе. 
Свой материал мы назвали «Домашняя профориентация». 
А  что  же  это  такое  «профориентация»?  Заглянем    на  страницы  умного  издания  «Психология. Иллюстрированный  словарь», где следующим образом трактуется данное понятие: «Профориентация ( от лат.profiteor- объявляю своим делом и oriens – восток) - система мероприятий по оптимизации процесса трудоустройства молодежи. Включает в  себя  профессиональное  просвещение,  информирование  о  мире  профессий, профессиональное  воспитание,  включая  выработку  профессионально  важных личностных  качеств  (работоспособность,  ответственность  и  др.),  профессиональное консультирование». 
Вы удивлены? Вы считаете, что навряд ли сможете оказать этот комплекс услуг для своего  ребенка. Не волнуйтесь, мы постепенно, поэтапно начнем с Вами осуществлять эти первые психологические шаги профориентационной помощи и поддержки.
А начнем мы с первой беседы: «Профессии нашей семьи», которую обязательно зафиксируем на листе бумаги.  Для  этого  нам  необходимо  попросить  ребенка  вспомнить  и  отразить  письменно ответы на следующие вопросы:
1. Какую профессию имеют в нашей семье мама, папа, бабушки и дедушки, и если есть, то и старшие братья, сестры?
2. Где, в каком учебном заведении они ее получили?
3.  В  данный  момент  полученная  профессия  по  диплому  соответствует  выполняемой работе или занимаемой должности?
В  начале  было  бы  неплохо,  дать  подростку  самостоятельно  ответить  на поставленные вопросы, а затем подключиться к работе с ним и помочь  заполнить недостающие сведения.
Мы  считаем,  что  первый  шаг  к  профориентационной  работе  с
ребенком    Вами  уже  сделан,  и  Вы    практически  уже  готовы  к    разговору  на  более углубленные, сложные  темы, раскрывающие секреты мира профессий.
В дальнейшем размышления и обсуждения могут быть построены по следующим позициям:
-  как  ты  считаешь,  что  стало  успехом  или неуспехом  в  профессиональной карьере  того или иного члена семьи?
-  совпадает  ли  полученное  образование  с  тем  местом  работы,  которое  выполняет  на сегодняшний день наш родственник?
- хотел бы ты пройти именно такой путь  профессионального развития?
-  стоит  ли  тратить  так  много  времени  на  процесс  получения  образования,  не  работая потом по специальности?
Конечно, нельзя превращать эту беседу в чтение нотаций или упрекать ребенка в том, что он не знает профессий свой семьи. Может быть, это наша с Вами вина, что мы так мало рассказывали о своей важной и, наверное самой главной составляющей в жизни –  профессиональной  деятельности,  состоящей  из  понятий  «профессия,  специальность, должность, специализация».  Давайте с этой беседы  начнем исправлять  эти  небольшие пробелы. Пусть ребенок услышит от Вас самые достоверные и честные истории о удачах и  неудачах  Вашей  трудовой  деятельности.  О  радостях  и  разочарованиях,  которыми наполнена профессиональная карьера современного специалиста.
         В  дальнейшем  мы  с  Вами  познакомимся  с  более  сложной  методикой «Построение  личной  профессиональной  перспективы  (ЛПП)».  Для  этого  нам  снова придется вооружиться бумагой и ручкой и заполнить ответы на 14 вопросов.  Мы  советуем  Вам,  отвечать  на  вопросы  индивидуально:  ребенку  и  родителям, бабушкам и дедушкам. Это необходимо, чтобы в конце сравнить полученные результаты и  убедиться,  как  много  у  вас  близких,  общих  точек  зрения  или  обнаружить,  как  много различных  позиций  и  взглядов  у  членов  семьи  на  будущие  профессиональные  планы ребенка.
ЛИЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Методика  представляет  открытый  опросник,  используемый  для  обобщенной  и целостной оценки (и самооценки) перспектив профессионального и личностного развития. Выполнение  заданий  занимает  обычно  около  30  минут.
Общая  процедура проведения опросника следующая: 
1. Ребенку предлагается взять чистые с двух сторон  листы бумаги и подписать в верхней правой части дату проведения.
2. Затем ребенок читает вопросы, на которые он должен дать краткие, одним-двумя предложениями  ответы  и,  по  возможности,  обосновывать  эти  ответы.  Необходимо отвечать откровенно, иначе работа будет неинтересной.
3. Перечень вопросов приведен в конце данного раздела.
4.  Перед  тем,  как  собрать  листы  с  ответами,  предлагаем  всем    оценить  качество каждого  из  выписанных  ответов,  но  прежде  следует  немного  поучиться  оценивать  свои ответы.
5. Критерии оценок - в конце данного раздела. 
6.  Далее  предлагаем  ребенку  и  всем,  кто  принимал  участие  в  опросе  напротив каждого своего ответа на листах также проставить оценки по 5-балльной шкале.
7. Листы с ответами собираются и анализируются. 
Перечень  вопросов  для  опросника  по  построению  личной  профессиональной перспективы - ЛПП:
1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?
2. Зачем учиться после школы, ведь можно и так прекрасно устроиться?
3. Когда в России жизнь станет лучше?
4. Хорошо ли Вы знаете мир профессий?  За 1 минуту напишите как можно больше профессий, начинающихся на букву «М». Далее тоже за одну минуту, но на букву «Н», далее на букву «С» (по 1 минуте на букву) После этого необходимо подсчитать, сколько всего  получилось  профессий  (по  трем  буквам  за  три  минуты).  Можно  даже  устроить
небольшой конкурс - у кого таких профессий окажется больше (по опыту использования опросника, больше 17 профессий - это совсем неплохой результат).
5. Ради чего Вы собираетесь прожить свою жизнь (в чем Вы видите ее смысл)?
6.  Кем  Вы  мечтаете  стать  по  профессии  через  20-30  лет?  Как  согласуется  Ваша профессиональная  мечта  с  другими,  непрофессиональными,  но  важными  для  Вас пожеланиями  (досуговыми,  личными,  семейными),  нет  ли  противоречия  мечты  с  этими желаниями?
7. Выделите основные 5-7 этапов на пути к Вашей профессиональной мечте (что собираетесь делать после школы и т.д.).
8. Выпишите выбираемую профессию (или ту, которая Вас хоть как-то интересует) и  соответствующее  учебное  заведение,  где  вы  собираетесь  приобрести  эту  профессию. Отдельно для профессии и для учебного заведения напишите по три самых неприятных момента,  связанных  с  работой  по  данной  профессии  и  с  учебой  в  соответствующем заведении. Покажите, что Вы хорошо представляете то, что собираетесь выбирать.
9.  Какие  Ваши  собственные  недостатки  могут  помешать  Вам  на  пути  к профессиональной цели? 
10. Как Вы собираетесь работать над собой и готовиться к профессии?
11.  Кто  и  что  может  помешать  в  реализации  Ваших  профессиональных  планов (какие люди и обстоятельства)?
12. Как Вы собираетесь преодолевать эти внешние препятствия?
13.  Есть  ли  у  Вас  резервные  варианты  выбора  на  случай  неудачи  по  основному варианту?
14.  Что  Вы  уже  сейчас  делаете  для  подготовки  к  избранной  профессии  и  для поступления  в  соответствующее  учебное  заведение?  Напишите,  что  вы  делаете,  кроме хорошей учебы в школе.
Критерии оценок (и самооценок) для опросника по схеме построения ЛПП:
1 балл - отказ отвечать на данный вопрос;
2 балла - явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствии ответа;
3 балла - минимально конкретизированный ответ (например, собираюсь поступать в университет, но неясно, в какой...);
4 балла - конкретный ответ с попыткой обоснования;
5 баллов - конкретный и хорошо обоснованный ответ, не противоречащий другим ответам. 
Теперь у Вас есть большой материал для совместного серьезного размышления о дальнейшей  профессиональной  перспективе    Вашего  ребенка.  И  не  страшно,  если  ряд вопросов  у  него  остались  без  ответа.  Для  того  и  начат  Вами  этот  разговор,  чтобы  за оставшееся  время  до  окончания  школы  эти  пробелы  заполнить  или найти помощников, способных дать  разумный совет и оказать квалифицированную поддержку.
Следующим этапом нашей «Домашней профориентации» может стать знакомство с методикой «Схема альтернативного выбора».
Данная методика не является опросником в строгом смысле слова, но, по нашему мнению,  ее  использование  может  успешно  продолжить,  а  в  случае  с  11-классниками завершить логику работы по профориентационной тематике.        
Цель методики - помочь подростку в выборе наиболее предпочтительного варианта профессии  или  места  работы  из  уже  имеющихся  вариантов,  с  учетом  наиболее  важных для  него  факторов  выбора.  Выбор  происходит  в  ходе  специально  организованного совместного обсуждения, где основное (решающее) слово всегда принадлежит ребенку.
Общий порядок работы со схемой следующий:
1.  Взрослый  сидит  за столом  рядом  с  ребенком,  а  не  напротив  друг  друга,  как  в психотерапевтических процедурах.
2. На чистом листе бумаги рисуется несложный бланк, где вверху по горизонтали будут выписываться имеющиеся у ребенка варианты, а слева по вертикали - те факторы и условия, которые важны для принятия решения данного молодого человека. Оптимальное количество рассматриваемых вариантов - от 2 до 5-7, т.е.  столько,  сколько  размещается  на  обычном  листе  бумаги.  Когда  ребенок  будет называть имеющиеся у него варианты, желательно, чтобы они были сформулированы как можно конкретнее. 
3.  Затем  Вы  предлагаете  ребенку  назвать  наиболее  важные  для  него  факторы выбора и выписать эти факторы в бланк. При выписывании этих факторов  Вы  можете  задавать  своему  ребенку  уточняющие  вопросы,  позволяющие  иногда видоизменять  их  первоначальные  формулировки.  Главное,  чтобы  смысл  выписываемых факторов  был  хорошо  ясен  ему,  и  самому  взрослому,  что  и  обеспечивает  настоящее взаимодействие и понимание между ними.
4.  После  того,  когда  будут  выписаны  все  важные  для  ребенка  факторы,  ему предлагается  самому  назвать  из  выписанного  перечня  5-7  наиболее  значимых  для  него факторов. 
5. Далее ребенку предлагается самому оценить, насколько каждый из выписанных в  бланке  факторов  соответствует  имеющимся  вариантам. 
Первое и последнее слово в такой оценке всегда предоставляется ребенку, чтобы у него  было  постоянное  ощущение  самостоятельной  работы  (чтобы  чувствовал  себя субъектом самоопределения). В этом главный активизирующий смысл данной методики.
Сидящий  рядом  взрослый  может  иногда  задавать  уточняющие  вопросы,  а  в некоторых случаях предложить и свою оценку. Но и в этом случае, окончательное слово - всегда за ребенком (даже если кто-то из родственников считает, что  ребенок совершенно неправ).  Ни  в  коем  случае  нельзя  спорить  с  ребенком  “до  хрипоты”:  Ваше профориентационное  домашнее  занятие  должно  проходить  легко,  с  пониманием    и  с удовольствием. 
Итак,  давайте  подведем  итог  нашего  начального  обучения  основам  «Домашней профориентации» с собственным ребенком.  Мы  познакомились  с  тремя  упражнениями  и  методиками,  которые  в  целом составляют  основу  информационно-просветительской  работы  с  молодыми самоопределяющимися  людьми. Особую эффективность продемонстрируют те варианты работы, когда выполнять данные  упражнения  будут  все  члены  семьи  самостоятельно,  а  затем  сообща  обсуждать  полученные  результаты.  Это  придаст  Вашей  работе  окраску  доверия,  уважения  и признания  собственного мнения и индивидуальной  позиции  ребенка.  Хорошим результатом станет продолжение откровенного разговора о профессиях Ваших  родственников,  близких  друзей  и  товарищей  или  чтение  соответствующей психолого-педагогической  литературы,  раскрывающей  основы  профориентационной работы с молодежью.  А вот о том, как вести эти разговоры и беседы с тем, чтобы они не превратились в тоскливую  нотацию  и  смогли  повлиять  на  активизацию  профессионального самоопределения Вашего ребенка при выборе своей будущей профессии, мы поговорим в дальнейшем на страницах нашего сайта в рубрике «Домашняя профориентация».
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.