Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!

Образовательные стандарты. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Дата: 23 мая 2016 в 10:44
   Учитель – дефектолог
Изображение
Астрашевская Екатерина Викторовна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Согласно Постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 29.12.2012 № 146 
Образовательные стандарты. 
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

По окончанию дошкольного учреждения ребенок должен владеть следующими умениями и навыками:
 
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
  • Различает обобщающие понятия (фрукты, овощи, одежда, мебель и т.д.);
  • Понимает значения многозначных слов разных частей речи, имеет запас синонимов, антонимов, многозначных слов, употребляет слова, наиболее точно подходящие к ситуации;
  • Понимает и использует в речи грамматические средства, активно ищет правильную форму слова;
  • Владеет навыками фонематического восприятия речи;
  • Умеет правильно произносить все звуки русского языка;
  • Различает свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие — изолированные, в словах и фразовой речи. Дифференцирует пары звуков с – з, с – ц, ш – ж, ч – щ, л – р. Подбирает слова и фразы, сходные по звучанию;
  • Определяет правильное произношение;
  • Владеет общеречевыми умениями (речевое дыхание, темп, ритм речи, дикция). Изменяет силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания; условий общения;
  • Проявляет культуру общения;
  • Умеет самостоятельно составлять описательные и повествовательные рассказы;
  • Воспроизводит художественный текст без помощи взрослого, интонационно передает диалог действующих лиц и характеристику персонажей;
  • Проявляет индивидуальные творческие способности к речевой деятельности;
  •  
Образовательная область: ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
  • Подбирает слова с заданным звуком;
  • Делит двух-, трехсложные слова на слоги;
  • Выделяет ударный слог, определяет место ударения в структуре анализируемого слова;
  • Имеет представление о предложении, делит его на слова, составляет предложения из 2-4 слов без предлогов и союзов;
  • Проводит звуковой анализ трех-, четырех-, пятизвуковых слов различной звуковой структуры.
  • Правильно употребляет в речи термины: «предложение», «слово», «слог», «ударный слог», «звук», «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».
 
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
КАК ПРОВЕРИТЬ РЕЧЕВУЮ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
 
Для проверки правильности звукопроизношения подбираются картинки на наиболее сложные по артикуляции звуки: с, сь, з, зь, ц, ш, ж, ч, щ, р, рь, л, ль, й. Каждый из этих звуков должен быть в начале, середине, конце слов, что позволяет выявить затруднения ребенка при произношении.
Например, (названия картинок):
[с] Сахар, миска, соус;
[с*]Сироп, кисель;
[з] Забор, роза;
[з*] Зефир, козел
Для проверки парных звонких и глухих
(з-с) коза-коса, (б-п) бочки-почки, (р-л) рожки-ложки. 
Убедить ребенка в важности каждого звука в слове могут веселые стихи А.Шибаева «Одна буква». В них есть слова, где вместо одной буквы стоит другая. Ребенок отгадывает, какой звук нужно заменить и какое слово должно получиться.
Говорят, один рыбак 
В речке выловил башмак. 
Но зато ему потом 
        На крючок попался дом (сом).
     Чтение веселых стихов может служить переходным мостиком к выявлению умения различать на слух все звуки речи. Это умение является одной из предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же ребенок не может различить звуки, при письме возникают неизбежные затруднения.
Исследование слуховой дифференциации также проводится по специально подобранным картинкам. Например, мышка-мишка, мишка- миска… Картинки теперь называет взрослый, а ребенок лишь молча показывает на называемый предмет. Наиболее часто на слух не различаются звуки р - л – й.
Примеры:
  • (з-с) роза – роса
  • (с-т) санки- танки и т.д.
     Родителям необходимо помнить, что словарный запас старшего дошкольного возраста должен быть не менее 2000 слов. В нем должны присутствовать все основные части речи, обобщающие слова (одежда, обувь, посуда, фрукты, овощи…).
 
Для исследования словарного запаса применяются следующие приемы:
  • название предметов, относящихся к личным группам, например: известные цветы, деревья, виды транспорта…;
  • нахождение общих названий для группы однородных предметов (чашка, стакан, блюдце- посуда), можно показать картинки ребенок перечисляет предметы и называет общее слово;
  • подбор признаков и название по признакам предмета, например: кислый, желтый лимон);
  • подбор действий к предмету (птица…, уж…, собака…);
  • кто чем занимается: повар…, ученик…,
  • подбор предметов к действию: лает…, мяукает…;
  • подбор слов, близких по значению: храбрый - смелый, хороший - приятный;
  • подбор слов противоположного значения: белый - черный, хороший - плохой;
  • можно проверить понимание ребенком переносных значений. Для этого объясняются значения выражений:
  • золотое сердце
  • злой язык и т.д.
Важно, чтобы ребенок умел активно пользоваться словами, строить из них предложения, ясно выражать мысли. 
 
Для проверки грамматической системы словоизменения можно предложить следующие задания:
  • назови один (глаза, уши, …);
  • назови много (нос, лоб, ухо, …);
  • закончи словосочетания:
    • три помидора, пять…,
    • одна конфета, шесть… и т.д.
 
Для проверки грамматической системы словообразования предлагаются следующие задания: 
Подбери подходящее по смыслу слово:
  • Большой сад, а маленький…,
  • маленькая куколка, а большая…
Закончи предложения:
  • Весной картошку сажают, а осенью…
  • Воду наливают, а соль…
Назови детишек:
  • у медведицы-
  • у коровы- и т.д.
Образуй прилагательные:
  • кораблик из бумаги (бумажный)
  • у лисы хвост (лисий) и т.д.
     С целью проверки состояния связной речи можно попросить ребенка рассказать, что он видит на картинке. Для овладения связной речью следует научить ребенка давать полный ответ на вопрос, вызвать у ребенка желание о чем-то рассказать, расспрашивать о важных для него событиях, слушать внимательно и направлять сбивчивый рассказ путем вопросов по содержанию. Прослеживанию последовательности событий очень помогает составление ребенком рассказов по серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых является планом рассказа и не дает уклониться в сторону. Для упражнений в рассказывании используют пересказ сказки или рассказа, прочитанного взрослым, пересказ фильма, мультфильма, продолжение рассказа по началу, составление рассказа.
 
 
Требования к устной речи будущих первоклассников
 
Уважаемые родители!
Ваши дети идут в первый класс! Это волнительный момент. И никто не может предугадать,  как Ваш ребёнок будет чувствовать себя в школе. Сможет ли он в трудный момент обратиться за помощью к учителю или к сверстнику, особенно, если он не выговаривает все звуки и сам стесняется этого. И поймёт ли его учитель?
         Проверить вашего ребенка вы можете с помощью данных заданий.
 
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Попросите его произнести несколько предложений, и Вы сразу услышите, какие звуки нарушены.
 
Бабушка Вера сушит мокрое бельё на верёвке
Пса в нос ужалили злющие пчёлы.
Клара у Вали играла на рояле.
 
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА
Попросите произнести многосложное слово и Вы сами услышите, как просто или тяжело ему это сделать.
 
          Милиционер, аквариум, простокваша, регулировщик, библиотекарь, сковорода и др.
 
ФРАЗЫ СО СЛОЖНОЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ
 
         Рыбки в аквариуме. Сыворотка из-под простокваши. Полполдника проболтали. Милиционер остановил велосипедиста.
 
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Как назвать одним словом: «тумбочка», «кровать», «табурет». И в ответ вы должны услышать слово «мебель». Проверьте обобщающие понятия «цветы», « профессии», «перелётные птицы» и др.
Уточните, что делает дождь (льёт, капает, стучит). Что делает щенок? (спит, бегает, играет) и т.д. Подберите несколько прилагательных к существительным. Какой чай? (горячий, тёплый, сладкий, чёрный) и т.д.
 
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Прочитайте небольшой рассказ из 5-6 предложений. Послушайте, как ребёнок перескажет. Кратко или полностью, нужны ли ему подсказки, не переставил ли местами предложения? Предложите помощь.
 
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЕЕ К СВОИМ ДЕТЯМ
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.