Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!

Советы психолога

Дата: 6 февраля в 10:56
Неврозы – как помочь ребенку
Черты характера, способствующие развитию невроза:
1. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - это эмоционально чувствительные, жалостливые, непосредственные дети.  Они могут заплакать от жалости (разлука с мамой, посещение детсада, трудности общения со сверстниками и т.п.).
2.  ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТЬ - дети долго помнят эмоциональные события: обиду, страх, оскорбления. События настоящего часто возвращают в прошлое, где им было плохо.
3.  ИМПРЕССИВНОСТЬ - такие дети склонны к внутренней переработке чувств и переживаний. Они не склонны делиться переживаниями, все держат в себе.  
4.  ВНУТРЕННЯЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ - она проявляется при следующих условиях: нарушение нервной системы, сочетания полярных черт темперамента родителей (холерический и флегматический); неуверенности в себе при общей активности и выраженности чувства "Я" у ребенка.
5.    СКЛОННОСТЬ К БЕСПОКОЙСТВУ, ВОЛНЕНИЯМ - так правило, это дети с повышенной эмоциональной чувствительностью; испугами и тревогой со стороны родителей; блокированием необходимых потребностей у ребенка; неспособностью утвердить себя среди окружающих; сильно развитым чувством вины.
6.    БЕЗЗАЩИТНОСТЬ - проявляется чаще в общении со сверстниками: не может защитить себя, не отвечает на оскорбление и т. д.
7. ВЫРАЖЕННОСТЬ ЧУВСТВА "Я" - развита потребность в самоутверждении. Дети стремятся к самостоятельности, упорны в достижении поставленной цели, стремятся быть ведущими во всех ситуациях.
Советы родителям:
  1. Стоит обсуждать с ребенком все, что его волнует, находить решения его проблем, не делая особенного акцента на том, что он должен был их избежать (об этом тоже нужно говорить, но потом, когда неприятная ситуация уже себя исчерпала).
  1. Если ребенок совершает навязчивые движения, либо вставляет в речь лишние слова, следует обращать его внимание на это, со временем он сможет лучше контролировать себя и тик пройдет.
  1. Ребенка с заиканием нужно слушать очень внимательно, не перебивать – он должен избавиться от волнения в разговоре. Хорошо, если вы будете просить ребенка читать вслух или учить стихи наизусть – все это тренирует и ставит речь.
  1. Большая роль в устранении медлительности отводится тренировке самоконтроля – этому поможет написание распорядка дня “по минутам”, где всему отводится четкое время.
  1. Необходимо объяснить, что мы все в силах контролировать себя, какие бы идеи не приходили порой нам в голову.
  1. Стоит предлагать ребенку различные варианты времяпрепровождения, расширять круг его общения и интересов. Это поможет ему не только вырасти во всесторонне развитую личность, но и избежать ряда психологических проблем.
  1. Важно понимать, что те проблемы, которые выглядят смешными, если смотреть на них с высоты вашего жизненного опыта, могут казаться неразрешимыми для маленького человечка, и именно поэтому начинать и решать нужно вместе.
Рекомендации родителям гиперактивных детей
В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Чаще говорите "да", избегайте слов "нет" и "нельзя".
1. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и не выполняйте их за него.
2. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе.
3. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).
4. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
5. Определите для ребёнка рамки поведения - что можно и что нельзя. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
6. Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
7. Вызывающее поведение Вашего ребёнка - его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с ним больше времени.
8. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.
9. Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.
10. Создайте необходимые условия для работы. У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.
11. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.
12. Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.
13. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.
14. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.
15.  Помните! Ваше спокойствие - лучший пример для ребёнка.
16.  Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию.
17. Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы "удавались" ребёнку и повышали его уверенность в себе.
Рекомендации родителям
специалистов Филадельфийского детского центра по обеспечению
гармонии между домашней и школьной жизнью ребенка
  1. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
  2. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
  3. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
  4. Регулярно   беседуйте   с   учителями   вашего   ребенка   о   его   успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
  5. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
  6. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
  7. Ваш ребенок не должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше – за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
  8. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.
  9. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом.
  10. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
  11. Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
  12. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
  13. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.
  14. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
  15. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
  16. Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью
СДВГ, в быту – гиперактивность – «модный» диагноз. Мы так привыкли слышать его, что забываем расшифровку: Синдром Дефицита Внимания с Гиперактивностью. Если в полное имя такого «привычного» нарушения вглядеться внимательно, то возникает вопрос: «А почему они вместе – эти ДВ и Г? А врозь бывают?» Конечно, бывают. Название «СДВГ» объединяет два синдрома, часто встречающиеся вместе. Часто. Но совершенно не всегда.
Сейчас мы проделаем разделение СДВГ и выделим три варианта.
  1. ДВ без Г, т.е.: Дефицит Внимания без Гиперактивности.
Дефицит (недостаток) внимания – это недостаток способности человека сосредотачиваться на выбранных факторах окружающего мира. Он совсем не обязан сопровождаться каким-нибудь избытком внешней активности. Как выражается дефицит внимания?
  • длительность – как долго ребенок может сохранять внимание на выбранном объекте;
  • степень концентрации - насколько легко и часто ребенок отвлекается;
  • распределение внимания - может ли ребенок правильно распределить свое внимание между двумя и более объектами или действиями, которые в этом внимании нуждаются;
  • способность к переключению внимания с объекта на объект и с действия на действие.
У ребенка с Дефицитом Внимания этот самый Дефицит может выражаться любыми из вышеназванных нарушений в любом сочетании при отсутствии нарушений в других признаках из того же списка. Например: неудовлетворительная длительность внимания и неумение его распределить, но при этом ребенок не отвлекается и легко переходит на другой объект приложения внимания. Или наоборот: постоянно отвлекается, и при этом не может переключиться на что-то новое, однако способен достаточно долго сохранять внимание на теме, и умеет свое внимание распределять.
2. Г без ДВ, т.е.: Гиперактивность без Дефицита Внимания.
Гиперактивность - это такой тип поведения. К способности сосредотачиваться часто не имеет отношения. Что же это за поведение?
  • Поведение ребенка не соответствует нормам и требованиям окружающих (гиперактивные дети могут сидеть под столом, ломать стены и дверные косяки, бросать из окна чайники, при этом некоторые из них демонстрируют высокий интеллект и незаурядные способности к концентрации. Прямо из-под стола.)
  • Ребенок необычно выражает свои чувства (кричит, кувыркается), у него быстро меняется настроение (то хохочет - то плачет), он постоянно «попадает в приключения» (именно про таких детей написаны знаменитые законы Паркинсона: «Все, что может случиться - случается»; в гостях такой ребенок уронит все вазы, которые находятся в пределах его досягаемости, и некоторые из тех, которые находятся вне этих пределов).
  • Собственно гиперактивность, то есть, повышенная активность: излишние движения и действия; перепрыгивание с одного вида деятельности на другой (интересно, что гиперактивный ребенок без нарушений внимания может заниматься долго и плодотворно тем, что любит делать. Но при попытке выполнять учебные задания не может остановить свою «деятельную суету»: хочет охватить сразу все и быстро); импульсивность - немедленная, без размышлений, реакция на что угодно. Это нередко ставит ребенка в опасные ситуации: например, такой ребенок, ни секунды не подумав, кидается за мячом на проезжую часть, и может угодить под машину.
3. ДВ + Г, т.е. сочетание двух этих синдромов. Кажется, что ребенок даже не понял задания: он спрашивает у других детей, что они делают. Никак не может начать его выполнять, отвлекается на птиц в окне, свои фантазии, других детей и другие предметы. Когда, наконец, начал, тут же забывает, что начал, и что уже успел сделать. Не помнит, как надо продолжать. Если его возвращать к заданию, может бесконечно «топтаться» на одном и том же этапе...
Как видите, они довольно разные, эти варианты. Почему это важно? Да потому, например, что родители ребенка с первым вариантом проблемы могут вообще не догадываться, что у учебных трудностей есть неврологические причины. Жалобы учителя или воспитателя на ребенка могут быть односторонними, ведь учитель и воспитатель не видят его в разных ситуациях и разном окружении. Наблюдения родителей могут помочь в определении характера проблем малыша. Для последующей коррекционной работы очень важно знать, в чем именно природа его трудностей и как она выражается.
Фобии и страхи
Подобно пословице «В ложке – лекарство, в чашке – яд», говорящей о том, что одно и то же вещество может как исцелять, так и убивать - одни и те же эмоции, проявляемые с разной интенсивностью, способны быть как благотворными, так и губительными. К таким эмоциям, без сомнения, относится страх, обычно сопровождающийся стрессом, затяжной стресс вреден для организма, небольшой и кратковременный – иногда полезен.
Фобия - это концентрированный страх
Зачастую обычные страхи имеют тенденцию усугубляться и перерастать в болезненные фобии. Так детская боязливость в отношении каких-то предметов или явлений, не прошедшая сама по себе и оставленная без внимания, трансформируются в патологию. Важно осознавать, что патологическая фобия не проходит сама по себе, она может стать навязчивой и лечение такой фобии у специалистов – единственный путь избавиться от подобных проблем. И, конечно, очевидно, что такой тонкий инструмент, как психика, особенно, если это психика ребенка, нормальное развитие которой определит всю его будущую жизнь, стоит доверять только профессионалам самой высокой квалификации.
Страхи исчезают, фобии - только лечатся
Патологические или навязчивые фобии не проходят сами – это факт. Но такие фобии излечимы – и это тоже подтвержденный факт.
Но как провести ту черту, за которой уже нельзя ждать, что страх пройдет сам, и необходимо обратиться к врачу? Если ваш малыш испытывает боязнь чего-либо как минимум в течение 6 месяцев, и чувство это не проходит, то следует говорить о зарождающейся фобии, требующей внимания специалиста.
Лечение фобий: обучение победе над страхом
Навязчивые фобии – не только утомительны, так как накладывают на жизнь страдающих ими людей множество ограничений (а зачастую и просто сужают их существование до пространства квартиры); но и опасны для здоровья, поскольку вегетативные реакции в организме, вызываемые паникой, способны привести к серьезным соматическим заболеваниям.
Именно и только комплексное лечение может быть эффективным в лечении фобий. Лекарственная терапия, применяемая изолированно, дает лишь временное облегчение и, в случае неграмотного использования, может сформировать зависимость от препаратов. Лучше вообще обойтись без препаратов. Самым мощным средством в лечении фобий является сегодня психотерапия, различные методики релаксации. В результате этого комплекса, ребенок учится контролировать свой страх, последовательно преодолевать его, а затем и окончательно изживать. Курс активного лечения при комплексном подходе составляет короткое время, после которого для ребенка начинается новый, светлый этап жизни. Жизни – без навязчивого страха.
Шесть стратегий коррекции дефицита внимания
Вот несколько стратегий, которые помогут ребенку сосредоточиться и преуспеть в учебе.
1.   Позаботьтесь о том, чтобы сложность заданий, с которыми имеет дело ребенок, соответствовала его уровню. Вы должны быть уверены в том, что учеба ребенка в школе соответствует уровню его развития. В идеале, задания всегда должны быть направлены на то, чтобы ребенок превзошел свои возможности еще на одну ступеньку.
2.  Организуйте специальное место для выполнения домашних заданий. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было спокойное место для работы без таких отвлекающих факторов, как телевизор или присутствие других членов семьи. Здесь у ребенка должны быть стол, хорошее освещение, устойчивый стул и все необходимые школьные принадлежности в таком порядке, чтобы ему не надо было то и дело вставать и что-то искать.
3.   Сократите время работы. Засеките по часам, как долго ребенок может оставаться на месте. Если он может спокойно посидеть только пять минут, не заставляйте его работать десять. Примите этот промежуток времени за нормальную длительность его работы и соответственно организуйте перерывы, чтобы он мог закончить работу, запланированную на этот отрезок времени. Постепенно, по мере улучшения концентрации внимания, увеличивайте продолжительность рабочего времени.
4.   Разбейте задание на части. Теперь, когда вы знаете, как долго ребенок может работать без перерыва, разбейте его задание на части, которые соответствуют возможностям его внимания. Старайтесь понемногу увеличивать размер этих частей и время, в течение которого ребенок будет без перерыва выполнять задание.
5.  Придерживайтесь расписания. Детям необходим устойчивый распорядок дня. Отведите время ежедневного выполнения уроков в часы, наиболее удобные для ребенка, и придерживайтесь этого расписания.
6.  Помогайте ребенку запоминать. Существует много способов помочь ребенку научиться вспоминать и запоминать информацию.
•  Если ребенок не читает, прочитайте материал вслух и, останавливаясь примерно через каждую минуту, спрашивайте его: "Что ты узнал?"
•  Если ребенок читает сам, научите его записывать основную идею каждого прочитанного абзаца на небольшой карточке. Этими   карточками можно пользоваться позже для повторения материала.
•  Умение вести записи может стать очень ценным навыком в школе, помогающим запомнить важные моменты, сказанные учителем, и записывать задания на дом. Покажите ребенку, как правильно вести и организовывать записи, чтобы он мог сам  пользоваться ими.
•  Научите ребенка излагать, т.е. кратко пересказывать своими словами, короткие фрагменты рассказанного другими. Пусть ребенок тренируется делать это дома за столом с членами семьи или в других подходящих для этого ситуациях.
•   Поощряйте старания ребенка. Не скупитесь на похвалу за каждый шаг на этом пути. Не сравнивайте его работу с работой  братьев, сестер или друзей. Отмечайте каждое, даже маленькое улучшение внимательности или продуктивности работы.
План поэтапного изменения
проблемного поведения ребенка
Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана изменений.
1.   Поставьте себя на место ребенка. Представьте, что вы находитесь и классе и выполняете сложное задание, на котором вам действительно нужно сосредоточиться. Что вы чувствуете при этом? Что вы могли бы сделать для ребенка, чтобы он стал спокойнее и увереннее? Запишите план изменений.
2.  Представьте ребенка, когда ему трудно сконцентрироваться на выполняемом задании. Как вы реагируете, когда он не может сосредоточиться? Помогает ли ему это выполнить задание и быть довольным собой? Есть ли что-то, что вы могли бы предпринять, чтобы дела пошли лучше? Запишите свои мысли.
3.    Обратитесь к стратегии 1. Поговорите с учителем ребенка и убедитесь в том, что работа, выполняемая им в классе, соответствует его возрасту и способностям.
4.    Обратитесь к стратегии 2. Организуйте специальное рабочее место для ребенка, если вы еще не сделали этого.
5.    Обратитесь к стратегиям 3-5. Сначала оцените объем внимания ребенка, после чего соответствующим образом организуйте его работу. Постепенно, по мере улучшения способности ребенка к концентрации и повышения продуктивности его работы, увеличивайте время выполнения задания.
6.  Обратитесь к стратегии 6. Выберите два-три подхода, применимые к ситуации с вашим ребенком. Если через несколько недель вы не заметите улучшения, проконсультируйтесь у специалиста.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.