Новости проекта
«Учитель для Беларуси»
ВНИМАНИЕ! Технические работы

Законным представителям учащихся

Дата: 18 ноября 2019 в 16:35, Обновлено 18 ноября 2019 в 16:55

Постановление Министерства образования РБ. Об утверждении инструкции о порядке организации получения общего среднего образования на дому и признанииутратившими силу некоторых нормативных правовых актов Минситерства образовани РБ.

Как привить интерес к чтению?

Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.

По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.

Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).

Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов — пусть дети больше читают.

На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).

В доме должна быть детская библиотека.

Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).

Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.

Предложите детям до или после просмотра филь­ма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

ПОМОЩЬ РЕБЁНКУ В ПРИГОТОВЛЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

(МЕТОДИЧКА ДЛЯ РОДИТЕЛЯ)

Правила совместного выполнения домашних заданий:

  1. Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него.

Ответственность за их выполнение в любом случае остается на ученике, а не на родителях. Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное приготовление уроков значительно облегчает выполнение заданий с учителем.

Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Жизнь ребенка не должна состоять из одной умственной деятельности! Ребенок — целостное существо, и для его полноценного развития важны движение, общение, труд и творчество.

  1. Какие бы отметки ребенок ни получил, все же сейчас он готов заниматься — поддержите его в этом своей похвалой и одобрением. Важно, чтобы ребенок поверил, что вы его продолжаете любить независимо от оценок. Радуйтесь каждый раз, когда заметите в его глазах интерес к знаниям, пусть даже при выполнении простых задач. Помните, человеку нравится то, что у него получается. Задавайте ребенку задания и вопросы по силам. Даже маленький успех, увеличенный родительским вниманием и одобрением, окрыляет, разжигает интерес, рождает желание решать более сложные учебные задачи.
  2. Ограничьте время на приготовление уроков в целом и время совместной вашей работы.

Договоритесь с ребенком, что будете работать вместе 1-1,5 часа, но с полной отдачей. Выполнение уроков в течение двух и более часов истощает силы ребенка, в результате умственную работу он связывает только с негативными эмоциями. Ограничение времени совместной работы учит ребенка ценить вашу поддержку и помощь.

  1. Исключите из своей речи негативные оценочные высказывания.

Подобные фразы никоим образом не стимулируют умственную деятельность ребенка, но значительно ухудшают его эмоциональное состояние. Как правило, они произносятся под действием накопившихся за время занятий эмоций раздражения, обиды, пренебрежения, страха, злости, а иногда и ненависти. Если вы решили помочь ребенку, оставьте на заранее оговоренное время все свои дела и заботы. В противном случае возникает ситуация, когда перспектива заняться более привлекательным делом приводит к тому, что взрослому становится жалко «тратить драгоценное время» на обучение ребенка («я бы уже за это время «), и в результате вырываются обидные (и отнюдь не способствующие повышению умственной активности) слова: «Ну неужели нельзя это было сделать правильно с первого раза’», «Это неправильно, думай еще!»

Иногда взрослые употребляют в общении с ребенком фразы, подобные следующим: «Ты просто не хочешь думать!», «Ты очень невнимателен» или «Если будешь так стараться, никогда не получишь ничего больше двойки!» Это так называемые формулы прямого внушения, которые можно распознать по часто используемым в них словам: «всегда», «никогда», «опять», «все время», «вечно». Иногда в них содержатся негативные характеристики ребенка: «Ты невнимательный», «Ты ленишься», «Ты нытик».

Еще родители могут показывать ребенку его малопривлекательное (по причине сегодняшних неудач в учебе) будущее. Стоит ли говорить, что такие фразы нужно по возможности исключать из родительского репертуара общения с ребенком.

  1. Если ребенок сделал ошибку, то взрослый должен помочь ему найти ее и исправить. Ваша цель — упростить задачу для ребенка, построить ему такую новую мини-задачу, которая окажется ему по силам и поможет понять причину совершенной ошибки.
  2. Выполняя домашние задания с ребенком, придерживайтесь удобного для него темпа.

Если вы будете торопить и подгонять, это лишь создаст нервозную обстановку, не способствующую мыслительной работе, но вряд ли увеличит скорость выполнения. Призывы: «Внимательнее», «Не отвлекайся!» тоже не принесут пользы. Ребенок отвлекается потому, что его нервная система требует времени для восстановления. Если ребенок продолжает заниматься под принуждением, то он устанет гораздо быстрее. Заметив признаки утомления (ребенок роняет карандаш или ручку, не будучи голодным просит есть или пить, задает отвлеченные вопросы, берет в руки посторонние предметы и т. д.), предоставьте ему возможность отвлечься от занятий на 5-7 минут, затем вновь вовлеките в учебный процесс.

  1. Не ставьте перед ребенком несколько разноплановых задач одновременно.

Например, сидеть прямо, писать красиво, думать быстро. Постоянное торпедирование командами-приказами: «Выпрямись», «Не дергай ногой!», «Не кусай губы!», «Пиши ровно» — приводит к прямо противоположному результату: ребенок тут же отвлекается, и ему трудно вновь сосредоточиться. Выделите для себя ту главную задачу (прочитать и разобраться с текстом, понять решение задачи, грамотно переписать упражнение и т. д.), а остальные отодвиньте на другое время.

Желаем Вам успехов!

Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта

«Мои эмоции — мой мир!»

Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению.

У многих может возникнуть справедливый вопрос: а почему так важно развивать эмоциональный интеллект? Ответ дают многочисленные исследования ученых, свидетельствующие о том, что низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного алекситимией.

Алекситимия — затруднение в осознании и определении собственных эмоций – повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых. Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье личности подростка.

Кроме того, исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% — всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека. Этот вывод ученых перевернул в середине 90-х годов XX века взгляды на природу личностного успеха и развития человеческих способностей. Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора личности еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы человек овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

  • умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
  • способностью сознательно влиять на свои эмоции;
  • умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
  • способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
  • умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
  • способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Как можно развивать эмоциональный интеллект?

1. Учите детей замечать свои эмоциональные реакции. Обращайте внимание на то, что происходит с ними и вокруг них, и старайтесь понять. 2. Учите прислушивайться к языку своего тела. Не подавлять физические проявления чувств. Наш ум и тело тесно связаны и, научившись понимать эту связь,  легко можно «читать» идентичные ощущения и переживания других.

3. Расскажите, как связаны ваши эмоции и поведение. Гнев заставляет нас повышать голос, смущение – невнятно говорить. Это лишь наиболее очевидные примеры, но, поняв связь между переживаниями и поведением, вы научитесь справляться с ними и использовать в своих интересах.

4. Не заставляйте подавлять свои чувства. 

Не в том плане, что каждый раз, когда  кто-то наступает на ногу в общественном транспорте, стоит начинать кричать. Но негативные эмоции являются такой же частью адекватной реакции на происходящее, как и позитивные.

5. Учите развивать эмоциональную память.

6. Будьте открыты и дружелюбны в отношениях, учите этому ребенка. Эти два качества практически идут рука об руку с эмоциональным интеллектом.

7. Развивайте навыки эмпатии. Эмпатия – это способность чувствовать то же самое, что чувствуют другие, способность сопереживать, разделять чужие радость и горе. Это научит понимать чувства других людей и делиться своими эмоциями с ними.

8. Учите слушать. И в прямом, и в переносном смысле. Значение имеют не только слова, но и тон, выражение, язык тела в момент речи. При определённой доле мастерства по этим параметрам можно даже научиться различать правду и ложь.

9. Будьте эмоционально честны с ребенком. Не стоит отвечать «отлично» на вопрос «как дела?», даже заданный из банальной вежливости, если у вас всё плохо. Тем более не стоит, если с самого утра у вас всё не задалось и вы похожи на живую иллюстрацию к понятию «угрюмость». Делитесь с другими и неприятностями, и радостями.

Рекомендации родителям ребенка, получающего обучение на дому.

  1. Социализация – это освоение навыков поведения и выстраивания отношений в обществе, которая берет начало от взаимоотношений в семье, с мамой и папой, и продолжается в более или менее постоянной компании сверстников. Наличие этой компании сверстников вам нужно организовать. Коллектив, где ребенок сможет попробовать разные социальные роли, побыть лидером или потерпеть неудачу в этой роли, поссориться и помириться, научиться искать компромиссы. Если у родителей есть много друзей с детьми, семьи регулярно встречаются и организуют совместный досуг, то социализация будет проходить успешно. Есть много клубов, групп поддержки, мастер-классов, школ выходного дня, где можно найти друзей по интересам, не только детям, но и мамам и папам Конечно такой тип вряд ли научит ребенка подчиняться, строго следовать заданным правилам, иногда делать не то, что тебе интересно, преодолевать себя.
  2. Помните, успешно учатся те дети, которые умеют самоорганизоваться, научены учиться, у них хорошо развиты волевые качества и мыслительные способности. Родители контролируют, но дети больше учатся самостоятельно.
  3. Заинтересованность и помощь. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка, наоборот, может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.
  4. Способность родителей слушать, понимать и сопереживать. Неспособность родителей к эмпатии (сопереживанию), отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка. Уважение к подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.
  5. Любовь родителей и положительные эмоции в семейных отношениях связаны с близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные эмоции, то наблюдается холодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребенка потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.
  6. Признание и одобрение со стороны родителей.
  7. Доверие к ребенку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители (или пережившие определенные трудности в прошлом) больше других склонны бояться за своих детей.
  8. Отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку. Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуализации, когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в тоже время устанавливает новые связи с родителями. Подросток пытается изменить отношения с родителями, стремясь при этом сохранить прежнее общение, привязанность и доверие. Чтобы проявить собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели, иные интересы и иные точки зрения.
  9. Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании подростков, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения; они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его личности, что, в конце концов приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.
  10. Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.
  11. Стимулируйте ребенка к чтению.
  12.  Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.